так говорят о содеянном сами похитители, осужденные за кражу транспорта. Однако молодёжь не перестаёт наступать на те же грабли,и стоит начаться сезону – снова похищает авто или мотоциклы ради символической прибыли.
Кроме сезонности (пик приходится на летние месяцы), у краж и угонов транспорта есть и другие типические черты, которые найдёшь в большинстве уголовных дел такого рода. Об этом нам рассказала Людмила Колодкина – заместитель начальника следственного отдела МО МВД «Слободской»:
– Возраст похитителей и угонщиков транспорта – преимущественно от 18 до 23 лет. И это не «гастролёры», а свои же местные жители, которые угоняют и крадут транспорт зачастую у знакомых или соседей (особенно когда события разворачиваются в сельской местности).
– Есть здесь и свои печальные «рекорды» – в минувшем году это дело 20-летнего З. из Вахрушей, который с мая по июль 2012-го совершил больше 20-и однотипных преступлений в посёлке и окрестностях. Действуя один или в компании 14-летнего двоюродного брата, он забирался в гаражи и хозпостройки, похищал оттуда мотоциклы или велосипеды (включая винтажный «Минск», выпущенный ещё в 1983-м – когда его похитители даже «в проекте не значились»!)
По временам под руку им попадались также автомобили, оставленные на улице без присмотра. Тогда под покровом ночи братья не гнушались залезть в салон и утащить магнитолу или полезный инструментарий.
– Одной из составляющих их успеха остаётся беспечность хозяев транспорта. Исследуя иной эпизод, можно видеть, что мотоциклы хранятся в незапертых сарайках, а машины с открытой дверью и торчащим из замка ключом зажигания и вовсе стоят круглые сутки на улице. Как правило, это отечественная «классика», чьи хозяева рассуждают:
- В наш век иномарок кого прельстит моё «ведро», когда дворы заставлены новинками западного автопрома?
Логика эта небезупречна хотя бы уж тем, что известна и злоумышленникам. И зная о таком настрое автовладельцев, осужденные как раз и атаковали битые жизнью ВАЗы и другую «лёгкую добычу».
– Наивен тот, кому украденная техника кажется хорошим кушем. Если только этот технический термин применим к уголовной практике, то остаётся признать: КПД подобных преступлений крайне низок. Ведь даже мотоцикл (не говоря уж о машине) – не такая безделица, чтобы можно было незаметно продать его целиком. Поэтому похитителям остаётся лишь разбирать трофей на части – в меру своего разумения – и нести в пункты приёма.
Однако похищать сложный механизм ради частичной утилизации по цене лома – это, образно говоря, то же самое, что с боем врываться в ресторан с целью съесть бесплатно один салат и одно второе, – ущерб-то потерпевшим придётся возмещать в полном объёме, как за пригодное к эксплуатации авто!
– Спектр наказаний, в зависимости от обстоятельств каждого дела, здесь довольно широк. Рецидивисты отправляются в заключение, оступившийся впервые может отделаться штрафом и обязательными работами. Однако и это на будущее станет хорошей острасткой (вкупе с необходимостью возместить полный ущерб хозяевам похищенного).
Вот почему, даже при такой разности приговоров, в одном их мнения сходятся: «Выручки на тысячу, а проблем на миллион!» Пускай летом 2013-го их печальный опыт удержит других от рокового шага– если уж не из соображений морали, то хотя бы с позиций элементарной логики.
Напоследок – небольшая справка. Ответственность за угон (т.е. неправомерное завладение транспортом без цели хищения) предусмотрена статьёй 166 УК РФ. Причём в жизни это деяние длится порой 5-10 минут: завёл двигатель– выехал со двора на ближайшую улицу – не справился с управлением и угодил прямиком в столб…
Поэтому может показаться парадоксальным – впрочем, это уже вопрос к законодателям – но ответственность за угон предусмотрена отнюдь не шуточная. Даже угнав чужой «мотор» в одиночку (без подельников и соответственно без предварительного сговора), гражданин рискует оказаться в неволе на 5 ближайших лет.
«8 лет в колонии общего режима» – такой приговор (пока не вступивший в законную силу) суд вынес жительнице Вахрушей, которая в начале 2016-го выступила заказчиком убийства и в этой незавидной роли стала героиней областных новостей.
Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области св-во ПИ № ТУ43-00447 от 25 декабря 2012 г.
Редакция «СКАТ-ИНФО ПЛЮС»
тел. в Слободском: 8-909-134-0-134
e-mail: cgaming@mail.ru
613150, Кировская обл., г. Слободской, ул. Володарского, 52