Очень важно в деятельности человека, зачем он выполняет ту или иную работу - какова цель его труда.
Несмотря на разнообразие целей, их можно свести к трём большим группам: узнать, преобразовать, придумать.
Исходя из этого, учёные выделяют 3 класса профессий: гностические, преобразующие и изыскательские. Определение класса профессии - второй шаг в составлении формулы Вашей профессии.
Г - ГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ
(Термин происходит от греческого слова «гнозис» - знание, познание)
Цель: сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать.
Примеры: контролёр, следователь, товаровед, критик, санитарный врач, сборщик часов.
* Если человек стремится к новым знаниям, имеет хорошее внимание и память, способен проявить твёрдость и принципиальность - ему следует обратить внимание на профессии класса «Г».
П - ПРЕОБРАЗУЮЩИЕ ПРОФЕССИИ
Цель: изменение свойств, преобразование предметов, видов энергии, информации, устройства общественной жизни и т.д.
Примеры: преподаватель, живописец, портной, слесарь, водитель, менеджер.
* «Преобразование» здесь нельзя понимать формально как цепь заранее определённых и предписанных действий. Преобразование предполагает умственную деятельность работника и творческий подход в решении поставленных задач.
И - ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ ПРОФЕССИИ
Цель: поиск чего-то неизвестного, часто в условиях ограниченного времени.
Примеры: закройщик, дизайнер, оформитель, селекционер, конструктор.
* Это профессии практического труда. Их нельзя смешивать с гностическими, которые связаны со специальными изысканиями. Профессий, относящихся к классу «И», не так много.
Здесь на первый план выступает умение что-то изобрести, найти новый вариант решения.
Деление на классы имеет условный характер.
Есть профессии, которые сочетают в себе все три класса. Например, профессия учителя относится к классу «П» - преобразующих, но в период экзаменов, когда учитель проверяет и оценивает знания учеников, цель труда становится гностической.
Для правильного определения класса профессии нужно установить главную цель труда - и по ней делать вывод.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Гость выпуска - инспектор по служебно-боевой подготовке ОВД по Слободскому району Сергей Скоков:
- Я учился в Лицее № 9. В 2000 году перешёл в кадетский класс. Именно там по-настоящему задумался о работе в органах. Параллельно занимался рукопашным боем в ВПК «Элита» под руководством О. Маткова; занял 3-е место по области в соревнованиях на Кубок губернатора.
Но, не поступив с первого раза в Нижегородскую академию МВД, сделал вывод, что «не моё». И получил высшее экономическое образование по специальности «Менеджер торговой организации». Несколько месяцев до призыва работал в фирме «Лель» менеджером по сбыту.
В армии служил командиром отделения во взводе охраны. Там я окончательно понял, что служба в органах привлекает меня больше, чем гражданские специальности. После демобилизации пришёл в ОВД. Кстати, некоторые навыки менеджера пригодились и здесь. Создание компьютерных баз данных, организаторская работа в коллективе…
Приятно сознавать, что осуществилась мечта моего отца, который хотел видеть меня офицером.
__________________
ЦИТАТА
Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Отдел профориентации и профобучения Центра занятости населения Слободского района