02 Декабря 2016 СкатИнфо
Логин:
Пароль:
  //   Карта сайта   //  реклама на сайте // реклама в газете // редакция // вакансии  // форум  // блоги слобожан   //  поиск   //  рейтинг сайтов   //  информер
Главная // Кроме того // Как удмурты хлеб делили…
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ИНТЕРВЬЮ  
  РАБОТА  
  ПОИСК  
  ОБЪЯВЛЕНИЯ  
  СЕЙЧАС НА ФОРУМЕ  
  АРХИВ  
понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
  КРОМЕ ТОГО  
07.10.2011
Как удмурты хлеб делили…
Как удмурты хлеб делили…

«О Вотяках» - так, ни больше ни меньше, называется одно из исследований, которые слободской краевед С. Плёнкин предпринял в новом веке. Сергей Александрович объясняет:
- Этноним, вынесенный мной в название, был наделён пренебрежительным значением только в конце XIX века. Однако изначально, на протяжении нескольких сотен лет, слово это было официальным и по смыслу совершенно нейтральным. (Похожая судьба ?- у этнонима «чухонцы», которым в царской России назывались финны).


Что далеко ходить за примером! Ведь даже в словаре Брокгауза и Эфрона, изданном до революции, обширная статья о коренном населении Вятского края озаглавлена не иначе как «Вотяки».

И как же быть теперь? «Вместо чтобы забывать этноним, которому незаслуженно придали обидную окраску, пора его реабилитировать, - заключает С. Плёнкин. - Что, в сущности, несложно. Ведь на протяжении веков этот народ удосуживался самых лестных отзывов от учёных и путешественников».

Вот один из примеров. Военный и путешественник XVIII века капитан Н. Рычков в своём отчёте для Академии Наук сообщил об удмуртах буквально следующее:

- Могу смело сказать, что нет в Российском государстве ни одного народа, могущего с ними сравниться в трудолюбии.
Позволим себе процитировать следующие два абзаца из записок капитана Рычкова (с сохранением грамматических особенностей текста XVIII века):

- …Хлеб получаемой в каждое лето разделяют они на три части: первую оставляют для своея пищи; другую для продажи; третью часть, сколько возможно больше противу первых, склав в скирды берегут в гумнах своих, дабы им в случае нужды пропитаться несколько лет: и сие есть причиною, что гумны их всегда видны полны хлеба.

Многие уверяли меня, что деньги, получаемыя ими на торжищах за привозимый хлеб, составляют их запасной капитал; а на подати государственныя стараются они достать иными трудами, как то возят руду по заводам, жгут уголья, и ставят дрова по договорам с заводчиками. Таким образом Вотяки изобилуют хлебом на всегда противу других народов, обитающих в Российском государстве.

В ту пору все исследователи удмуртского быта сходились во мнении: этот народ, будучи очень близок к природе, в сельском хозяйстве разбирался отменно. Отсюда и урожаи, которым могли позавидовать соседние племена.

Хозяйственность, основательность и предприимчивость удмуртов отметил в своих записках также епископ Никодим (Казанский), руководивший Вятской епархией в середине XIX столетия.

Отчего же в новую эпоху их «хозяйственность и основательность» отошли на второй план, и русские поселенцы чаще стали подшучивать над своими соседями, чем прислушиваться к их мудрости? Похоже, что российские удмурты повторили судьбу американских индейцев, не имевших природного иммунитета к искушениям европейской цивилизации…

Впрочем, это уже предмет отдельной дискуссии. А мы вернёмся к работе С. Плёнкина, где наряду с другими рассматривается также вопрос: «Где же находилась родина удмуртов, откуда они пришли и заселили северо-восток Европейской части России?»

Однозначного ответа нет и доныне, зато версии высказываются прямо противоположные.
Так, от М. Ломоносова до советской поры многие историки придерживались мнения, что удмурты откочевали в Предуралье из бассейна Невы и района Ладожского озера. (Там даже существовала местность под названием «Вотская страна»). Виднейший историк XVIII века В. Татищев в своей «Российской истории» высказывает вдобавок такую гипотезу: дескать, славяне, будучи сами пришельцами на новых землях, коренных жителей занятых мест величали «вотяками», то есть тутошними.

Иную точку зрения высказывает просветитель и краевед Н. Блинов (1839 - 1917) в своей книге «Языческий культ вотяков», - со ссылкой на историка Г. Миллера, проезжавшего по Вятской земле в 1733 году. Удмурты, по их версии, пришли на Европейскую равнину из далёкой Сибири, с берегов Енисея.

Ведь там до наших дней сохраняется множество финно-угорских топонимов, которые нередко кажутся прямым заимствованием из удмуртского языка. Это реки и озёра Уда, Огырся-Ягошур, Иртыш, Вай, Норья… Сохранились удмуртские названия и в Европейской части Уральских гор (на пути предполагаемого переселения племён): Валсуй, Улсуй, Шудья, Инва и т.п.

Но и после, обосновавшись в Европе, удмурты не имели покоя. Пришлые народы, более воинственные по своему характеру (сначала татары, позднее русские) постоянно «теснили» их с занятых ранее земель, в результате чего и очутились удмуртские племена в современных границах проживания…

В ходе разговора я не могу не упомянуть:
- Сергей Александрович, кроме всего прочего, именно Вам принадлежит гипотеза, что древнерусский иконописец Андрей Рублёв также имеет удмуртское происхождение…
- Понятно, что к этой гипотезе, как ко всему новому, до сих пор наши соотечественники относятся с настороженностью. Ведь даже в вузах «это мы не проходили»… Так и остаётся иконописный стиль Рублёва никем не объяснённым. Уже десятки раз я задавал историкам и культурологам (и местным, и столичным) единственный вопрос, но до сих пор не получил ответа:

- Отчего такие «нерусские» лики на иконах А. Рублёва - «Троица», «Спас Нерукотворный»?..
В пользу удмуртского происхождения знаменитого иконописца говорят и некоторые фрагменты жития Стефана Пермского. Но их разбор в рамки газетного интервью не поместишь, - заключает Александр Плёнкин...
А с полным текстом его работы можно познакомиться в 1-м выпуске сборника «Слободской библиофил», который хранится в читальном зале библиотеки им. Грина.

Подготовка текста - Николай Олисов
 

0
реклама
  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  02.12.2016
10 ноября, Киров: в библиотеке им. Герцена прошёл областной конкурс «Талант всегда зрячий».
  25.11.2016
уполномоченный по правам человека в Кировской области
  25.11.2016
Сейчас разыскиваются собственники/наследники помещений в аварийных домах по трём адресам:
  25.11.2016
В октябре 2016-го в Кировскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило заявление от граждан, обеспокоенных ограждением Азланского пруда в Слободском районе.
  25.11.2016
Среди шестерых «осенних» призывников Ильинской округи – двое участников местного ансамбля «Наследники» (это Антон Лукин и Дмитрий Османов).
&&&&&&&


&&&&&&&

  КАТАЛОГ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ СЛОБОДСКОГО