В прошедшем десятилетии Павел Костриков начал свою ТВ-карьеру в слободской телекомпании «СКАТ». Сегодня он телеоператор бюро ВГТРК в Китае.
Это кажется символичным, что на малую родину Павел заглянул в преддверии юбилея: в начале августа ТК «СКАТ» отметит своё 15-летие.
Сегодня мы вместе просматриваем фотоархив, где отложились впечатления Павла после первого года работы в Поднебесной. Необходимые комментарии он даёт сам.
Ударим по стереотипам
Мнение о китайцах как «низкорослой нации» сильно преувеличено. Гулливером в стране лилипутов я уж точно себя не чувствую. И потом, давайте вспомним, кто сегодня самый высокий профессиональный баскетболист – это же 236-сантиметровый Сунь Минмин, игрок Beijing Ducks («Пекинских уток»).
Достаточно прожить в Китае полгода, чтобы при встрече отличать жителя южной провинции Юньнань от человека из Ганьсу. А «все там на одно лицо» – реплика из той же серии, что байки про медведей в ушанках на Красной площади.
Вот куда бы я не советовал русскому человеку бросаться без оглядки, так это в объятия народной китайской медицины. Знаю примеры, когда одна и та же процедура – сеанс лечения у костоправа, например – ставила на ноги китайца, но не шла россиянину впрок. Точно так же среди китайцев, наверное, не всякий обрадуется, когда его по нашему обычаю отхлещут в банной парилке вениками. В обоих случаях много значат привычка и моральная готовность.
Всё хорошо, что хорошо продумано
Население Пекина сегодня – свыше 20-и миллионов. Почти вдвое больше московского! Жизнь в таком мегаполисе была бы невыносимой, если бы не умение китайцев создавать максимум комфорта в любом месте, куда их приводит судьба.
Кроме бережного отношения к зелёным зонам, их города-миллионники отличает хорошо продуманная транспортная система.
Что ещё подкупает в китайской практике, так это умение планировать и строить «с запасом» и на будущее. Если есть понимание, что в перспективе 2-полосную дорогу будут расширять до 4-полосной, то надземный переход сразу строится шириной в 4 полосы.
Что исключает вариант последующих перестроек, новых подрядов… и, наверное, где-то здесь заключён ответ, почему подобных объектов «с запасом» я почти не вижу в России. Хотя ведь и у наших городов есть генпланы, где прописано их развитие на десятки лет вперёд.
Спор юаня и духовности
Но мы живём в одном времени, потому многие проблемы у России с Китаем общие. К примеру, увлечение молодёжи материальными ценностями в ущерб духовным.
Вот какой случай мне запомнился: на китайском ТВ шло модное ток-шоу. В одном из выпусков рассуждали о счастье и богатстве. И одна из героинь выдала в эфир на всю страну: «Лучше уж плакать на заднем сиденье БМВ, чем чувствовать себя счастливой на багажнике велосипеда». Назавтра ток-шоу закрыли.
Не только национальная кухня, но и вся жизнь современной КНР – это сплошные сплетения противоположностей: компартия + капитализм, философский взгляд на вещи + невероятная работоспособность, тысячелетние традиции + новейшие технологии…
Ну а что вы ждали от родины знака инь и янь?
– С детства любил по заборам лазить) – так я прокомментировал в соцсетях своё первое появление на всемирно известной стене.
Весной 2013-го нашей группе довелось работать в провинции Сычуань, где 20 апреля произошло землетрясение, унесшее жизни 200 человек.
На фото запечатлён китайский спасатель, уснувший в минуту отдыха прямо на стуле. Это одно из многих искусств, которыми здесь владеют в совершенстве – уметь расслабиться в условиях, которые к отдыху совсем не располагают.
На переднем плане – вынесенная из развалин собачка, которая с самым решительным видом охраняла покой спящего.
Реклама китайских чипсов Lays со вкусом «Пепси + курица» – вовсе не интернет-прикол. «Курица в пепси» – одно из самых популярных блюд в Китае. Потому и чипсы с этим вкусом неплохо продаются на просторах Поднебесной.
Дайте китайскому повару любые два продукта, которые кажутся вам несовместимыми – и вскоре придётся просить добавки.
Даже те китайцы, что напряжённо работают и всю неделю живут «на бегу», всё-таки стараются есть основательно и без спешки.
Будь Слободской одним из городов Китая, весь центральный отрезок улицы Советской здесь бы занимали не промтоварные магазины, а небольшие кафе, где человек почти любого достатка может спокойно поесть по пути с работы домой. Совсем не редкость увидеть там школьников, заодно с ужином делающих «домашку».
Примерное соотношение рубля и юаня – пять к одному. Поскольку собственной нефтью Китай не богат и вынужден её импортировать, литр бензина в Китае стоит целых 9 юаней (=45 рублей). Что не мешает автобусному билету в Пекине стоить 0,4 юаня (=2 рубля).
Чтобы совсем уж не расстраивать земляков, не буду сравнивать китайские дороги с нашими. Лучше вспомню напоследок про эту встречу (на фото справа): несколько соотечественников с Алтая ехали ретро-автопробегом через Китай в Париж. «Москвич 412» из их колонны вызвал неподдельный интерес китайских коллег: такой «ветеран», а всё ещё на ходу – и выглядит свежо!
Подготовка текста - Владислав Никонов