Жанр реалити-шоу, зародившийся в Америке, отражает потребность телезрителя во все более острых ощущениях. Он уже не хочет довольствоваться наблюдением за вымышленными персонажами, действующими в соответствии с сюжетной канвой по замыслу сценариста и режиссера. Потребитель телеразвлечений жаждет увидеть обычного человека в необычных обстоятельствах, облучения гиперреальностью, отбрасывания всех и всяческих условностей. Не так давно в России было популярно реалити шоу Голод.
То, что несколько десятилетий назад представлялось как нарушение этических норм, в наши дни становится обыденностью. Единственным критерием дозволенности становятся нормы юридические. Разрешено все, что не запрещено. Подглядывание, но уже не в замочную скважину, а через объектив телекамеры приобрело массовые масштабы. За это участникам реалити-шоу платят деньги, так что моральный стриптиз – такая же работа, как и всякая другая.
Ежедневное существование на глазах у миллионов телезрителей оговорено рамками контракта. А гонораром, кроме денег, становится всенародная популярность. Одно из самых экстремальных реалити-шоу российского производства – «Голод». Его участники - дюжина молодых людей разного пола, жаждущих получить пожизненную ежемесячную «стипендию» размером в 1000 долларов. Правда, удача должна улыбнуться только одному из них. Условия очень просты: они дают согласие выехать в совершенно неизвестную им страну и поселиться в доме, о котором раньше могли только мечтать. Здесь не нужно заботиться ни о чем, кроме одного, - пропитания. Раз в неделю двое из них должны уйти из дома, чтобы любым способом достать еду не только для себя, но и для оставшихся в доме участников.
Способ добычи пропитания – заработок, попрошайничество, воровство – никого не интересует. Главное – выжить. Каждую неделю в доме становится меньше на одного жильца. Кто должен покинуть проект, решается зрительским голосованием. Так что, каждый должен не только бороться с голодом, но и думать о том, как предстать в более выгодном свете, чем другие, перед зрителями, которые становятся полноправными свидетелями зрелища благодаря 40 камерам и 50 микрофонам.
Среда оказывается сильнее, и человек через несколько дней перестает обращать на них внимание. Часто он уже совсем не тот, каким хотел казаться, и низменные инстинкты, обостренные чувством голода, выходят на волю. Недавно создан 8-серийный фильм, в который вошли закулисные сцены скандального телепроекта и воспоминания его участников. Оказывается, что и после «Голода» его создателей и «героев» связывает очень многое.