Якорные цепи
Якорные цепи соединяют якоря и корпуса суден. Они должны быть очень прочными и массивными для того, чтобы хорошо провисать. От провисания зависит держащая сила якоря и надежность стоянки судна. Основные материалы для изготовления: легированная (обыкновенная) и углеродистая сталь. Их классифицируют по конструкции и по методу изготовления звеньев, а также по калибру.
Структура якорной цепи
Якорная цепь состоит из нескольких отрезков (от 4 до 12), которые называются смычками. При возможном повреждении такое устройство позволяет заменять не всю цепь, а только лишь смычку. Различают следующие виды смычек: коренные – соединенные с корпусом судна, якорные – присоединенные к якорю и промежуточные – находящиеся между коренными и якорными.
Коренная смычка обращена к жвака-галсу – узлу крепления цепи и корпуса судна, позволяющему быстро освободить судно от якоря в случае аварии.
Также любая якорная цепь включает в свою конструкцию два вертлюга и якорную скобу. Якорная скоба соединяет сам якорь с якорной цепью. А вертлюг предотвращает возможное скручивание цепи во время разворота судна, стоящего на якоре.
Двигается якорная цепь за счет специального механизма, состоящего из цепных звездочек и барабана. Направляют цепь якорные клюзы, расположенные на палубе и бортах судна.
Конструкция звеньев
• Звенья с распорками (контрфорсами)
На кораблях военно-морского флота применяются исключительно такой тип звеньев, так как контрфорсы повышают прочность якорной цепи почти на 20%. Также они не дают поворачиваться звеньям неподобающим образом: растягивающие усилия не должны быть направлены вдоль малой оси.
• Звенья без распорок
Соединяют коренную смычку и устройство крепления и отдачи якоря, чтобы присоединить концевую скобу в якорной смычке.
Метод изготовления звеньев
Звенья бывают кованые, штампованные, литые и сварные.
Так, в разогретое сварное звено при изготовлении вставляется контрфорс, в литых же цепях контрфорс отливается вместе с самим звеном, поэтому контрфорсы не могут выпасть или ослабиться.
Литые звенья в целом отличаются своим высоким качеством, нежели другие виды звеньев (более устойчивы к негативному воздействию различных солей и кислот).
Калибр звеньев
Калибр – самый малый диаметр сечения общего звена якорной цепи. Подходящий калибр выбирают, исходя из веса станового якоря и водоизмещения (от 11 до 100 мм).