То, что после съемки фильма его озвучивают, знают, думается, практически все. Но далеко не все вникают в вопрос, зачем это делают и, главное, какого труда это стоит.
Прежде всего, зачем? Каждый из нас, конечно, без труда отличит телефильм от художественного фильма. Отличия разительные. Тут и качество картинки, и сложность постановки, и "вылизанность" кадра в мелочах, и, самое главное, качество звука. Просматривая телефильм, ощущаешь себя этаким Диогеном, смотрящим на ужасы киномира из бочки. Бывает из дубовой, иногда из железной, но в любом случае звук соответствующий: тусклый, с посторонним шумом, узким динамическим диапазоном и остальными прелестями "походовой" звукозаписи.
Художественный фильм даже на телеэкране в этом плане резко отличается естественностью, сочностью, прозрачностью "красок", если хотите, и разборчивостью. Почему это происходит понятно – в студии звукооператор имеет время и инструменты записать, если нужно, хоть каждый звук отдельно, обработать его и смикшировать. Во время съемки телефильма такой возможности нет (точнее ею пренебрегают из соображений скорости и финансов), и если герои находятся по разные стороны от микрофона, то и звук получится соответствующий. Таким образом, если режиссер задумал создать шедевр, то он просто вынужден потратить определенное время и финансы на качественную озвучку, иначе этот его шедевр не выйдет за рамки дешевого телефильма даже при миллиардном бюджете.
Казалось бы, что сложного? Выстроил всех актеров, задействованных в фильме, вручил им по студийному микрофону, они сами себя продублировали, глядя на экран. Действительно несложно, но это лишь цветочки. Кроме голосов, в фильме такое количество фоновых (их называют контекстными и интершумами) звуков, что для создания реалистичного фона требуются усилия десятков, а порой и сотен людей.
Где взять шум прибоя, крик птиц или взрыв автомобиля? Синтезировать? Вы будете смеяться, но до сих пор наши синтезаторы воспроизводят такую халтуру, что режиссеры не жалеют ни времени, ни денег на натурную звукозапись. Взрыв машины – группа выезжает в чисто поле и рвет динамитные шашки. Шум прибоя – поездка на море. И так практически по всем пунктам интершума. То, что можно воспроизвести в студии, воспроизводится в студии. Народ топает, кашляет, двигает мебель, хлопает дверями, гарцует на коне.
Ну и, конечно, очень актуально сегодня создание спецэффектов для спецэффектов, простите за каламбур. Крик Чужого, визг фульгуратора, вспышка бластера. Полистайте фильмы 2013. Каждый второй объект или кадр, как минимум, из «ближнего Центавра», а то и из «перпендикулярного» мира. Но для звукорежиссера это, как ни странно, даже на руку. Если вы не знаете, как орет Чужой или бахает протонная пушка, то у звукорежиссера – огромный выбор. Здесь, конечно, на помощь приходят синтезаторы и фантазия людей. Тем не менее, с течением времени работа звукооператора и режиссера не становится легче – ведь совсем не важно смотрите ли вы старые ленты 1960 года или фильмы 2014 года – людей пока еще и чаще всего окружает привычная обстановка со своими знакомыми и родными шумами, которые не создашь никакими синтезаторами.