02 Декабря 2016 СкатИнфо
Логин:
Пароль:
  //   Карта сайта   //  реклама на сайте // реклама в газете // редакция // вакансии  // форум  // блоги слобожан   //  поиск   //  рейтинг сайтов   //  информер
Смартфоны Land Rover
Главная // Культура // Борт 46 758. С неба на пастбище (детали его прибытия, о которых известно не всем) (+6)
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ИНТЕРВЬЮ  
  РАБОТА  
  ПОИСК  
  ОБЪЯВЛЕНИЯ  
  СЕЙЧАС НА ФОРУМЕ  
18.04.2021, 16:30
Сообщение: FX-стратегия 2006-21 гг, прогнозы GBP, EUR, CHF - 4H, 1D, 1W.
Автор: Regulest
16.04.2021, 20:45
Сообщение: FX-стратегия 2006-21 гг, прогнозы GBP, EUR, CHF - 4H, 1D, 1W.
Автор: Regulest
15.04.2021, 11:33
Сообщение: FX-стратегия 2006-21 гг, прогнозы GBP, EUR, CHF - 4H, 1D, 1W.
Автор: Regulest
11.04.2021, 18:18
Сообщение: FX-стратегия 2006-21 гг, прогнозы GBP, EUR, CHF - 4H, 1D, 1W.
Автор: Regulest
  АРХИВ  
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  КУЛЬТУРА  
20.02.2015
Борт 46 758. С неба на пастбище (детали его прибытия, о которых известно не всем) (+6)

Этот доклад прозвучал в декабре на повышевских чтениях – его подготовила девятиклассница слободского Лицея № 9 Екатерина Тихонова. В докладе рассказаны не самые известные факты об истории самолёта АН, который сегодня стоит рядом с Троицкой церковью. Кроме информации из СМИ, многое Екатерина выяснила в архивах, а ещё отыскала и расспросила нескольких очевидцев событий.
Для читателей я выбрал из доклада несколько фактов, которые могут быть неизвестными широкой аудитории.

Копылова Галина Петровна – второй секретарь горкома партии в Слободском (отвечала за культурно-массовую работу). По её инициативе в начале 80-х местные партия и исполком задались целью – установить в городе самолёт, чтобы создать в нём детский кинотеатр. Кстати, и без того в Слободском тогда работали три кинотеатра – «Космос», «Аврора» и ДК им. Горького.

Около двух лет ушло на согласование с «Аэрофлотом». Осталось подождать, в каком авиапредприятии Урала объявится самолёт-«пенсионер». Таким оказался АН-24 с бортовым номером 46758 из Ижевска. К этой поре он налетал 40 тысяч часов – предельный стаж для своей серии.
Созданный в Киеве, в конструкторском бюро О. Антонова, он совершил за свою историю 29999 посадок. В окрестностях Слободского ему предстояло закруглить этот счёт и сделать последнюю, 30-тысячную.

Пятеро на борту. Необычной была задача – посадить АН среди поля, потому и экипаж был необычным. В него вошли трое сотрудников Кировского авиапредприятия – первый пилот Герман Соломин, второй пилот Владимир Махнёв и бортмеханик Александр Огородников. Рассказывают, что поначалу полётное задание с маршрутом «Киров - Слободской» они приняли за розыгрыш:
– В Слободском же нет аэродрома… и сегодня не первое апреля!
Кировскую тройку усилили представители Государственного НИИ гражданской авиации – ведущий пилот-испытатель П. Мирошниченко и ведущий инженер-испытатель В. Переплётов.

Самолёт им предстояло посадить на просторах района, и не совсем уж рядом со Слободским: годное для приземления большое поле нашлось между Ильинским и Рыбопитомником. Здесь мелиораторы заранее укатали посадочную полосу длиной в полкилометра, которую в день прилёта обозначат белыми флагами и знаками из белых полотнищ.
Рассказывают, кстати, что АН не единственный приземлился на этом поле. В те годы сюда изредка садились небольшие «кукурузники», которые опрыскивали с воздуха окрестные леса и поля.

15 июля, 1983 год – день, когда долгожданный АН прилетел на подготовленное поле. Но прежде чем он стартовал из Победилово, по полосе ещё раз проехал оранжевый УАЗик руководителя полётов, и в аэропорт ушло сообщение: площадка готова.
Пастухи в этот день заблаговременно перегнали коров подальше от места приземления. В числе техники, которая выстроились вдоль посадочной полосы, были машины скорой помощи и пожарных.
Прилетевший АН сел не в одночасье: сначала пронёсся над полосой и ушёл в сторону Белой Холуницы. Затем вернулся и зашёл на полосу посадочным курсом – но выполнил на первый раз только имитацию посадки, после чего вновь левым разворотом набрал высоту и поднялся в небо. Так происходила «пристрелка» перед приземлением.

13 августа 1983 года – тот знаменательный день, когда самолёт отбуксировали и установили в Слободском. В 5.30 процессия выдвинулась из Ильинского, и в 13.00 самолёт прибыл в Слободской к месту своей стоянки. В этой эпопее участвовали работники и техника нескольких организаций – автоколонны 1215 и МПМК, ДРСУ и ГАИ.

В Слободской он добирался по частям: перед буксировкой у АНа сняли крылья, тем самым облегчив его с 15-и тонн до 12-и (таким способом самолёт примерно уравняли в весе с трактором-буксировщиком). Крылья погрузили на машину, а фюзеляж самолёта тросом тянул «Кировец». В его кабине, кроме водителя, ехали инженеры-механики по эксплуатации самолётов М. Ванеев и А. Шилов. В кабине самогу самолёта находились авиатехники В. Крестьянинов и П. Рубцов. В пути они общались по радиосвязи – с помощью бортового самолётного переговорного устройства.
Особенно сложным был переезд по мосту через Вятку. Вспоминают, что в результате на дороге возникла большая (по тем временам) пробка – однако же застрявшие в ней водители с пониманием отнеслись к ситуации.

Возможно, первыми, кто встретил самолёт по дороге в город, были два молодых слобожанина – Игорь Харин и Александр Мёшин. В тот день они бежали кросс по трассе Слободской – Белая Холуница. (Сегодня оба преподают физкультуру в Лицее № 9).

Геннадий Мерзляков – водитель ПМК-14, который трактором «Кировец» буксировал самолёт от Ильинского до Слободского. У его вдовы Татьяны (жительницы Стулово) этот день и сегодня в памяти:
– Когда Гена тащил самолёт, была суббота. Я долго его ждала, тревожилась: ушёл рано утром, а вернулся в десятом часу вечера, весь на эмоциях. Спрашиваю: «Почему так долго?» Отвечает: «Что, не знаешь, какие дороги в Слободском? Трасса оказалась эже, чем расстояние между колёсами самолета. Перевернись он – мой «Кировец» тоже бы лёг, они ведь по весу одинаковые». У него даже седые волосы на голове после этого появились.

Несчастный случай оборвал жизнь Геннадия Мерзлякова в конце мая 1995-го. Под Кировом рабочие ПМК-14 копали пруд. Стояла жара. Облившись соляркой, Геннадий вначале прополоскал одежду, а после сам нырнул в пруд. Час был обеденный – коллеги дремали или курили, и хватились его только через 40 минут, когда тело уже всплыло. По словам врачей, Геннадий Алексеевич был вполне здоров – ему бы жить да жить. Причиной гибели стала судорога, которая свела ноги.
Мрачное совпадение: отец Геннадия тоже погиб на 46-м году жизни, и тоже на работе – его задавило трактором.

Место для установки АНа выбрали такое, чтобы он стал частью большой зоны отдыха. Ведь в городском саду, через дорогу, тогда работали аттракционы – колесо обозрения и карусели (легко ли это представить рождённым в XXI веке?)
В начале 80-х место его будущей стоянки покрывал кустарник. Кусты убрали и установили 2,5-метровые постаменты, изготовленные заводом ЖБИ. Оставалось поднять на них самолёт и вернуть на место снятые крылья. Это сделали авиамеханики всё того же кировского аэропорта «Победилово», – с помощью трёх мощных кранов.

Не всё задуманное сбылось: пожарные в итоге запретили устраивать в самолёте детский кинотеатр. Дело в том, что в других городах Советского Союза в подобных кинотеатрах произошло два пожара.
Но даже пустующий самолёт по-своему изменил городские реалии: раньше про этот квартал говорили «у кладбища». (Где встретимся? – Да давай у кладбища). Теперь в обиход вошло более весёлое «у самолёта».

10 ноября 2011 года – тот самый день, когда судьба АНа решалась в очередной раз. Приглашённый специалист Геннадий Лепешкин (Кировское авиапредприятие) приехал в Слободской, чтобы сказать, представляет ли машина опасность для прохожих – вдруг её крылья готовы отвалиться от корпуса? Указывая на эту возможную опасность, глава города Е. Рычков к этой поре уже опубликовал свою инициативу: сдать АН в металлолом, чтобы вырученная сумма пополнила городской бюджет.

Участвовал в этой работе и слобожанин Игорь Харин (тот самый, что 30 лет назад встретил самолёт во время кросса). Игорю Николаевичу предстояло обеспечить эксперту доступ внутрь самолёта. Но двери, как выяснилось, за годы настолько прикипели к корпусу, что единственным способом попасть в салон остался нырок в разбитый иллюминатор. Внутри картина была удручающей: ржавчина и грязь, кресел нет, от пульта управления тоже ничего не осталось…
Однако разваливаться самолёт не собирался. Завершив часовое обследование, Г. Лепешкин заключил: техническое состояние АНа – удовлетворительное; крылья и хвост в ближайшие годы не отвалятся, и простоять он сможет ещё не один десяток лет.
Тогда Е. Рычков сказал: если найдётся инвестор, желающий что-то организовать в самолёте – администрация города ждёт предложения. Но прошло больше трёх лет с того дня, а самолёт, как прежде, пустует.

Благодаря интернету споры о судьбе и ценности слободского АНа перешагнули границы города. На российских авиафорумах пишут, что подобных самолётов в стране сохранилось всего два – один в главном российском авиамузее в Монино и второй у нас. А в такой раскраске, как говорят, он вообще единственный.

На основе доклада Екатерины Тихоновой, слободской Лицей № 9

Подготовка публикации – Виктор Хардин 

0
реклама
  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  25.11.2016
В своих зелёных «корпоративных» футболках они частые гости музеев в тех городах, куда приезжают с гастролями.
  28.10.2016
  30.09.2016
Чем-то начало его карьеры гармониста походит на фрагмент шукшинского рассказа.
  09.09.2016
Не только большим городам сегодня знакомо искусство флеш-моба и перформанса, когда по воле организаторов зритель сам превращается в участника представления.
  09.09.2016
27 августа в Слободском (в библиотеке им. Грина) прошёл уже 11-й фестиваль авторской песни «Под алым парусом мечты».
&&&&&&&


&&&&&&&

  КАТАЛОГ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ СЛОБОДСКОГО