Ещё одна возрождённая традиция: в последнюю субботу мая на Центральной площади г. Слободского вновь работала ярмарка
* Отвлекаясь от деталей, можно сказать, что русская ярмарка по своей концепции - тот же ТРЦ (торгово-развлекательный центр). Только наши предки, в силу своей широкой натуры, не стесняли себя четырьмя стенами и вынесли «ТРЦ» на открытое пространство.
- Либо эксклюзив, которого нет у других, либо цена ниже, чем в стационарных торговых точках, - таким, по словам консультанта городской администрации О. Олюшиной, было условие, поставленное перед потенциальными участниками ярмарки.
Пойдёмте посмотрим, кого больше - сделавших ставку на эксклюзив или «сыгравших на понижение».
* Павильон ПУ-21 издалека бросается в глаза. Здесь представлены мебель, а также столярные и швейные изделия. Неделей раньше, 22 мая, работы учащихся ПУ участвовали ещё в одной ярмарке - в Кирове на Театральной площади.
Свой давно назревший вопрос я адресовал Ирине Санниковой - заместителю директора училища по маркетингу:
- Ирина Рудольфовна, сегодня аналитики пишут, что эпоха рынков уходит, сменяясь эпохой мини-магазинов. Подтверждает ли это ваша практика?
- В своё время покупатель меньше стал доверять рынкам, когда рынки заполонил дешёвый импорт сомнительного качества. Но я думаю, что сейчас всё возвращается на круги своя - мы опять приходим к рыночной торговле. Ведь ярмарка - это не только покупка-продажа, но и весёлое настроение, ощущение праздника.
* На прилавке Ярослава Паникаровских - русские сувениры. И пока публика приценивается, Ярослав делится впечатлениями:
- Мы ездим по всей России. Недавно вернулись с ярмарки в Казани. Могу вас заверить, что наши вятские изделия пользовались там большим спросом. Ведь стиль, привычный нам - для татар экзотика. И на эти расписные ложки и берестяные бурачки жители Татарстана смотрели, как на привезённые из-за границы.
- Жаль, что деревянная ложка - всего лишь сувенир и не функциональна в быту.
- Не скажите. Многие охотники и рыбаки покупают наши липовые ложки именно для того, чтобы на природе хлебать уху из походного котелка.
* Головные уборы от кировского салона-ателье будут подороже китайской панамы. Но это местная продукция (бальзам для души патриота), и это 100-процентный лён.
- …А старшему поколению не надо объяснять, в чём преимущества льняного изделия, - замечает гендиректор салона Александр Наговицын, - поэтому наш товар пользуется стабильным спросом, несмотря на разницу в цене с «китайской панамкой».
* Новый повод для ностальгии - длинный «хвост» очереди возле продуктового лотка. Оказалось, что на пике ажиотажа - отборные яйца по 15 рублей за десяток. Ещё одно столпотворение в противоположном углу площади, где продают недорогую обувь.
Жаль, что по части сувенирной продукции и народных промыслов погоду на ярмарке делал Киров. Хотя есть и слободские мастера, чьи изделия могли бы занять здесь достойное место. Возможно, что главная их проблема сегодня - отсутствие «цехового объединения»: каждый сам по себе, а в одиночку пробивать дорогу трудно.
Надеюсь, что в свой положенный час и «Слободская старина» станет брэндом на миллион.
Николай Олисов