15 лет исполнится в феврале 2011-го слободскому поисковому отряду «Возвращение».
Десятки экспедиций за плечами, но эту, сентябрьскую, слобожане окрестили не иначе как «прыжком в неизвестность». Да, в таких условиях они работали впервые. Здесь 66 лет назад погрузился в болотистую почву искорёженный взрывом ПЕ, и в его кабине, на глубине более 4 метров, всё ещё лежит тело погибшего штурмана
Эти раскопки уже несколько лет ведутся на болотистой пустоши, на границе России и Эстонии.
Здесь, в Кингисеппском районе Ленинградской области, у реки
Рассонь, в годы войны упал и взорвался советский самолёт.
Подробности рассказывают сами участники работ
Михаил Авдеев - руководитель экспедиции,
командир поискового отряда «Уголёк», С.-Петербург:
- Фронтовой пикирующий бомбардировщик ПЕ-2 погиб в марте 1944 года. Его сбили над целью в прифронтовой полосе немецких войск. Насколько можно судить по собранным данным, стрелок-радист и штурман погибли сразу - их убило при попадании в самолёт. Пилот, ещё не зная об этом, развернулся и с частью бомбовой нагрузки пошёл обратно. Он рассчитывал спасти машину. Чтобы смертоносный груз не взорвался при посадке, пилот стал скидывать бомбы по дороге назад, над безлюдной пустошью.
В какой-то момент пришло понимание: драгоценных минут недостаточно, и посадить машину уже не удастся, а стрелок и штурман мертвы. Тогда пилот прыгнул с парашютом. Неуправляемый самолёт, пролетев ещё какое-то расстояние, упал на болото. От удара оставшийся боекомплект взорвался.
- Бомбардировщик был попросту разорван взрывом. И, тем не менее, ребятам из поискового отряда «Форпост» (г. Кингисепп) удалось собрать с поверхности останки стрелка-радиста. А вот штурман находится на глубине 4-5 метров - в кабине, к которой мы как раз подбираемся.
Виктор Костюкович,
командир поискового отряда «Форпост»,
г. Кингисепп, Ленинградская область:
- Этот самолёт мы нашли, когда объезжали окрестные деревни, расспрашивая местных про бои Великой Отечественной. Один старожил вспомнил: «Было такое дело в 1944 году - в конце зимы или начале весны: прямо над нашей деревней пролетел со стороны Нарвы подбитый советский самолет. Он сбрасывал бомбы уже над своей территорией - похоже, освобождался от груза. Мы видели, как машина скрылась за Рассонью, и вскоре из-за реки раздался взрыв неслыханной силы…»
- Местные жители дали нам лодку. Перебравшись за реку, мы обнаружили обломки самолёта, разбросанные по лесу. И воронку, куда ушли части исковерканного фюзеляжа.
Первую экспедицию провели здесь в 2007 году. Работали сразу три поисковых отряда - наш «Форпост», «Альтаир» из Тамбова и отряд при Военно-Космической Академии им. Можайского.
Сегодня сделано многое. Найдены родственники членов экипажа, и некоторые из них даже приезжали сюда. Но не думаю, что работы удастся завершить в этом сезоне.
Маргарита Малых,
командир поискового отряда «Возвращение»,
г. Слободской:
- В отличие от местных отрядов, своё снаряжение мы везли к месту раскопок почти за 2000 километров. Впрочем, самый главный агрегат был установлен и успешно работал уже до нашего приезда. Это дизельная помпа для откачки воды из воронки. Без неё - никак: вручную, вёдрами, столько жидкости не вычерпаешь. Торфяная вода в воронке накапливается в считанные минуты.
- Час работы помпы позволяет людям спуститься на двухметровую глубину, чтобы дальше действовать вручную. Два человека встают внизу - по колено или по грудь в торфяной жиже, зачерпывают её ведрами и передают стоящим сверху. Эти, верхние, располагаются на брёвнах-основаниях специально построенной «треноги» - она возведена над центром постоянно растущей воронки. Работа шла в течение всего светового дня - с восьми утра и до восьми вечера.
В торфе попадаются куски обшивки, приборы из кабины, куски проводки и части пулемета с крупнокалиберными патронами…
- Для нас это тоже был своего рода прыжок в неизвестность. «На самолётах» мы ещё никогда не работали. Когда получили приглашение, поначалу сомневались: сможем ли? Думаю, коллеги в нас не разочаровались: на раскопках слобожане работали на равных с поисковиками из С.-Петербурга и Кингисеппа. А ведь они исследуют эту воронку уже несколько лет!
Экипаж пикирующего бомбардировщика ПЕ-2 составляли трое - пилот, штурман и
стрелок-радист. Штурман этого самолёта, подбитого в марте 1944-го в прифронтовой полосе
немецких войск, спустя шестьдесят семь без малого лет всё так же лежит в кабине -
на четырёхметровой глубине посреди торфяной пустоши
Сегодня легендарная «пешка» фигурирует в компьютерных играх, посвящённых Второй мировой, а любители моделирования могут приобрести ее уменьшенную копию
Информация, фото - Маргарита Малых
Подготовка текста - Геннадий Шабалин