Пять лет назад это произошло. Впервые после 80-летнего перерыва совершилось богослужение на территории Христорождественского монастыря в Слободском. (Тогда здесь ещё располагалась войсковая часть). Сегодня уже на уровне премьер-министра принято решение - вернуть комплекс монастырских зданий Вятской епархии. Оглядываясь на пройденный путь, священник Евгений Смирнов вспоминает:
- Начальные шаги давались непросто. Приходилось сталкиваться и с равнодушием людским, и с недобросовестностью. Но такие случаи - единичные. Зато бескорыстных, великодушных людей нам встретилось великое множество. Благодаря этой работе мы ещё раз убедились, что добра в мире больше!
Дети приводят
родителей к Богу
Нынче подрастают дети у молодых пар - первого поколения, выросшего в новой России. Воинствующий атеизм уже сгинул, а православная традиция ещё не сложилась. Поэтому молодёжь в храме робеет - не знает, как себя вести во время службы, или как обратиться к священнику. И вот эти молодые родители отдают ребёнка в воскресную школу:
- Научите его православному этикету, чтобы его не беспокоили те затруднения, какие испытываем мы.
Итак, малыш учится, а родители начинают у него «из-за плеча» читать православные учебники - ведь им тоже интересно. Потом они подходят с вопросами к педагогам. Остаются на уроках. Наконец, сами поступают на взрослое отделение воскресной школы.
Так сегодня дети приводят своих родителей к Богу.
Совсем другая ситуация была в 90-х. Там чаще всего человек обращался к вере, пережив какое-то несчастье. Отрадно видеть, что сейчас люди «действуют на опережение»: приходят в храм, не дожидаясь беды.
Времена меняются на наших глазах.
«Невольник -
не богомольник»
- свидетельствует русская пословица. Обидно бывает, когда нашу миссионерскую работу земляки воспринимают как желание «навязать свои взгляды».
Верно одно: любой христианин будет переживать за ближнего, который остался вне ограды Церкви. Ведь безбожие порождает столько проблем - кризис семьи, алкоголизм, преступность. И здесь мы стараемся показать выход, делимся своим опытом. А уж примет человек или отвергнет наш опыт - его право.
В любом случае, выбирая свой жизненный путь, желательно всё для себя продумать и взвесить, а не принимать решение «на волне эмоций». Поэтому мы сейчас и выступаем за преподавание основ православной культуры в школе. Дети имеют право знать правду о роли Православия в развитии русской культуры. Если ребёнка этой правды лишить, недоброжелатели России найдут, чем занять образовавшуюся пустоту.
Мы откажемся -
кто примет?
Когда летом 2010 года центр России опустошали пожары, сколько было разговоров на самых высоких уровнях: «Кто виноват? Кого наказать? Почему прогнозы синоптиков оказались неточными?» А Патриарх Кирилл в это время организовал сбор вещей и денег в помощь погорельцам. И каждый приход принял в этой работе посильное участие. Потому что рассуждать можно долго, а помощь ближнему нужна сейчас.
Но разве пожары - единственная напасть? Десятки людей приходят к нам в монастырь в самом плачевном состоянии. Я не строю иллюзий: многие из них скатились к нищете в силу своей греховности. Если человек семь дней в неделю выпивает, он рано или поздно теряет работу, потом от него отказываются родственники… И вот уже все двери перед ним закрыты. Если сейчас Церковь откажется от такого человека - куда ему идти? Поэтому даже таким людям мы стараемся помочь, ведь монастырь для них - «последняя инстанция». Больше им идти некуда.
Расспросите
у старших,
как жилось раньше
Позади два «кризисных» года. Глядя на прихожан, поражаешься терпеливости православного человека. По многим простым людям экономический спад ударил очень больно. В первую очередь - по многодетным. И всё же они не озлобились.
Причём если сравнивать, такая твёрдость духа отличает именно людей верующих. Отчего они мужественно переносят испытания? По их словам - здесь главное не замыкаться на своих переживаниях, помнить историю:
- Лишь за последние 100 лет было несколько периодов, во много раз худших. Послевоенная разруха, коллективизация 30-х годов, революционная смута…
И ведь живы очевидцы тех событий - прихожане почтенного возраста. Сколько интересного они могут рассказать, и как поучительны бывают их примеры!
Один из таких хранителей истории - насельница нашего монастыря инокиня Иоанна. Она прекрасно помнит, каково жилось в 40-е и 50-е годы, когда за православные убеждения любого могли понизить в должности, а то и выгнать с работы.
Вот почему полезно бывает расспросить старших - сразу осознаешь относительность собственных неурядиц.
«Брани»
бывают разные
Каждый день, с древних времён, Церковь молится и «об устранении междоусобной брани». Так было во времена княжеских усобиц, когда князья-соседи воевали друг против друга.
Звучит это прошение и на современной церковной службе. Ведь те конфликты, которые нынче разыгрываются «в верхах», порой напоминает самую настоящую войну. И маленький Слободской эта напасть не миновала.
Язычество -
не сказка
В последние годы часть молодёжи заинтересовалась русским язычеством. Интерес закономерный - ведь это тоже часть родной истории. Только в книгах, которые сейчас распространяются среди «язычников», правда истории подменена красивым, но беспочвенным вымыслом.
Почитать эти книги, так выходит, будто бы до 988 года Русь населяли одни сказочные богатыри, и между кисельных берегов молочные реки текли…
Чтобы понять, от чего мы ушли 1000 лет назад, когда князь Владимир сделал свой исторический выбор - читайте серьёзную литературу. Реальное (а не сказочное) язычество запятнало себя и человеческими жертвоприношениями, и другими жестокими ритуалами.
Пропагандисты подобных идей - неоязыческих - обвиняют Церковь в отсутствии патриотической программы. Не сочтите за труд - почитайте обращение Святейшего Патриарха в связи с беспорядками на Манежной площади. Там всё изложено доступным языком. Да, Церковь призывает к миру между народами. Но она не оправдывает тех людей, которые, будучи гостями на нашей земле, начинают нам навязывать свои правила и творить беззаконие.
Разглагольствующих о любви к русскому народу сегодня много - это тоже стало частью моды. Но у многих ли красивые слова подтвердились конкретными делами? Пока я не видел, чтобы русские язычники «засветились» на тушении пожаров, или находились на переднем крае борьбы с бедностью и разрухой.
Неужели все силы ушли в бесконечные споры?
Чем тратить столько сил на негативные эмоции - навестите русских стариков, помогите русским многодетным семьям. На этой ниве мы даже готовы к плодотворному сотрудничеству. Но только не к пустым дискуссиям.
Православная Церковь призывает сторонников к конкретным делам. К каким именно? Об этом можно узнать, например, из определения последнего архиерейского собора (от 4 февраля 2011 года). В нём 50 пунктов, каждый всего по несколько строк - прочитать не так уж сложно. А найти его можно на сайте Московского Патриархата.
Подготовка текста -
Константин Краев