02 Декабря 2016 СкатИнфо
Логин:
Пароль:
  //   Карта сайта   //  реклама на сайте // реклама в газете // редакция // вакансии  // форум  // блоги слобожан   //  поиск   //  рейтинг сайтов   //  информер
Смартфоны Land Rover
Главная // Общество // [6+] Кожкомбинат и пивзавод – все скинулись на самолёт. И что мы видим через годы? Ни денег нет, ни самолёта…
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ИНТЕРВЬЮ  
  РАБОТА  
  ПОИСК  
  ОБЪЯВЛЕНИЯ  
  СЕЙЧАС НА ФОРУМЕ  
18.04.2021, 16:30
Сообщение: FX-стратегия 2006-21 гг, прогнозы GBP, EUR, CHF - 4H, 1D, 1W.
Автор: Regulest
16.04.2021, 20:45
Сообщение: FX-стратегия 2006-21 гг, прогнозы GBP, EUR, CHF - 4H, 1D, 1W.
Автор: Regulest
15.04.2021, 11:33
Сообщение: FX-стратегия 2006-21 гг, прогнозы GBP, EUR, CHF - 4H, 1D, 1W.
Автор: Regulest
11.04.2021, 18:18
Сообщение: FX-стратегия 2006-21 гг, прогнозы GBP, EUR, CHF - 4H, 1D, 1W.
Автор: Regulest
  АРХИВ  
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
  ОБЩЕСТВО  
27.06.2014
[6+] Кожкомбинат и пивзавод – все скинулись на самолёт. И что мы видим через годы? Ни денег нет, ни самолёта…

Об эпопее 80-летней давности, когда жители Слободского собирали деньги на городской самолёт, я узнал благодаря краеведу Сергею Серкину. Сейчас он занят сбором материала для новой книги, которая будет посвящена истории меховой фабрики «Белка», и в ходе этой работы просматривал довоенные подшивки слободской районной газеты (называлась она в те годы «Ленинский путь»).

В выпусках середины 30-х внимание краеведа привлекли свидетельства об одной любопытной,

выражаясь современным языком, «акции»…

Впервые о ней сообщил выпуск районки от 18 августа 1934 года, где было опубликовано «обращение рабочих, старых производственников, комсомольцев и осоавиахимовцев, бригад меховой ф-ки «Белка» ко всем рабочим, ИТР, трудящимся, колхозникам, единоличникам, осоавиахимовцам Слободского района». Вот его текст:

…С чем мы пришли к Дню авиации?

У нас в Слободском негде сесть самолёту, у нас нет ни одного планера…Мы берём на себя обязательство: активно участвовать в создании средств на приобретение учебного самолёта в районе, на приобретение 3-х планеров и создание посадочной площадки и гаража.

Оперативность, впечатляющая и в то же время немного странная: есть в этом номере и другая заметка, которая сообщает уже о первых результатах нового начинания:

Построим свой самолёт «Слободской трудящийся»

Сотрудники райисполкома и райфо 16 августа внесли на строительство самолёта – 100 руб. Сотрудники межрайлесхоза внесли 140 рублей. Коллектив базы Мехторга отчислил на строительство самолёта однодневный заработок.

Тут самое время сделать пояснение, т.к. слово «Осоавиахим» юному читателю может быть незнакомо. Расшифровывалось оно как «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству» (на его базе впоследствии появился более нам известный ДОСААФ).

Добавлю: я знаком с распространённой скептической точкой зрения, что в 30-е годы многие инициативы Осоавиахима, хотя и подавались как добровольные, но по сути были обязаловкой и начинались в приказном порядке (так же, как покупка облигаций госзайма). Соседство двух приведённых заметок, пожалуй, свидетельствует в пользу такой версии.

Не прошло и двух месяцев, как в выпуске от 11 октября 1934 года «Ленинский путь» сообщил, что сбор денег на самолёт идёт ударным темпами:

Слободской должен иметь свой самолёт.

Как идёт сбор средств на самолёт?

Уже собрано 9 000 руб. Фабрика «Белка» внесла 6 914 руб.; спиртзавод– 245 руб.

Некоторые организации хотя и собрали средства, но держат их у себя (кожкомбинат Ленина, меховая «Белка» (Спас), школа ФЗУ, спичечная «Белка», Якорь, пивзавод и все артели города и района). Средства должны быть немедленно переведены.

Райштаб содействия гражданскому воздухофлоту

Сразу скажу, забегая вперёд: «три планера, посадочная площадка и гараж» как-то сразу после первой публикации были сброшены со счетов и в последующих публикациях уже не упоминались. Теперь речь шла только о самолёте, за которым уже уверенно закрепилось название «Слободской трудящийся». Фигурирует оно и в этой заметке от 20 декабря 1934 года:

На самолёт «Слободской трудящийся» собрано 16 т.р. Чтобы был самолёт, нужно 25 тыс. р. 1 мая самолёт должен реять над г. Слободским.

Создадим свой аэроклуб, будем без отрыва от производства ковать в Слободском кадры лётчиков!

Текущий счёт в Госбанке № 160/311.

Здесь я уже не буду распространяться про причины, по которым под эгидой Осоавиахима создавались в те годы парашютные секции и аэроклубы. Это тема отдельного большого разговора, и кого она заинтересует, тот сможет найти необходимую информацию в библиотеке или в интернете. Ограничусь только констатацией факта, что данное движение действительно к середине 30-х достигло впечатляющих масштабов, – и неудивительно, что идея собственного аэроклуба увлекла даже небольшой Слободской. Хотя сложно представить, откуда в райцентре взялся бы наставник с достаточной компетенцией, чтобы учить местных ребят лётному делу.

Вернусь к местному сюжету: исследуя подшивку следующих лет, можно прийти к выводу, что акция «на полпути» резко сбавила свои обороты. Следующие публикации о самолёте «Слободской трудящийся» появились в газете лишь через восемь месяцев – к очередному Дню авиации (август 1935 года). И говорилось в них всё о том же – о необходимости скорей собрать недостающую сумму…

Получается, начальные 16 тысяч были собраны всего за четыре месяца, а недостающих 9-и тысяч за последующие восемь месяцев так и не нашлось! И крылатая мечта, вопреки настрою энтузиастов, 1 мая 1934 года не реяла над Слободским.

А дальше… дальше «самолётная» тематика совсем ушла со страниц районной газеты. По-видимому, проект остался проектом – и никакого самолёта город не получил. Остаётся для читателя неясной и судьба собранных сумм (возвращали ли их предприятиям, или вложили в другой почин).

Как у многих загадок местной истории, у «самолётной эпопеи» есть начало, но нет финала, – и едва ли сегодня найдётся очевидец, хотя бы отдалённо что-то знающий о судьбе собранных 16-и тысяч. Конечно, в данном случае я буду рад ошибиться.

Могла ли данная акция изначально быть фиктивной? Такого варианта я тоже не исключаю, – ведь и другие похожие начинания того времени (к примеру, сбор средств в помощь III Интернационалу) охватывали широкие слои населения – и при этом сложно было судить, куда уходят собранные средства и сколько их вообще собрано.

…Правда, некоторые слободские старожилы сегодня вспоминают, что после войны в центральной части города, неподалёку от площади, стоял деревянный самолёт или планер (безмоторный летательный аппарат). Но, по их словам, в воздух он не поднимался и служил лишь наземным экспонатом – аналогично пассажирскому турбовинтовому АН-24, который и сегодня стоит неподалёку от городской автостанции.

А по большому счёту, завершить разговор мне хочется такой репликой:

– В местной истории ещё достаточно «белых пятен», и для начинающих краеведов остаётся богатое поле деятельности. Сегодняшним школьникам и студентам хочется пожелать успехов в этом увлекательном, хотя и непростом занятии.

Текст – Владислав Никонов

При содействии С. Серкина

.

 

0
реклама
  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  02.12.2016
Имеющим звание «Ветеран труда Кировской области» ежемесячная денежная выплата в размере 453 рубля будет производиться только при условии прекращения работы или иной деятельности.
  02.12.2016
Кировчанин Алексей Ивакин – достаточно известный уроженец Слободской земли.
  02.12.2016
Не покидая пределов Кировской области, она тем не менее успела пожить в очень разных мирах – от затерянного в северных лесах Летского рейда до закрытой от посторонних глаз Юрьи-2.
  02.12.2016
27 ноября митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Божественную литургию в восстановленном храме Рождества Христова – главном храме Христорождественского женского монастыря в Слободском.
  25.11.2016
на совещаниях разного уровня граждане уже так много слышали о нём, – теперь можно и посмотреть
&&&&&&&


&&&&&&&

  КАТАЛОГ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ СЛОБОДСКОГО