ДАТА Чернобыль. Четверть века
Хорошо помню, что в середине 80-х если и ощущали мы с друзьями «атомную угрозу», то уж никак не со стороны братской республики. Тогда (под воздействием советской пропаганды) многие всерьёз опасались, что американский президент Рейган, того и гляди, развяжет новую мировую войну, - естественно, с применением ядерного оружия. По крайней мере, такое ощущение складывалось после просмотра соответствующих сюжетов «Международной панорамы».
А потом случился Чернобыль…
286 слобожан стали по призыву страны ликвидаторами. Сегодня на учёте в городе и районе состоят 147 участников ликвидации Чернобыльской аварии.
…А ведь есть ещё и люди, чья судьба очень близко соприкоснулась с Чернобыльской трагедией, хотя и не попали они в разряд ликвидаторов. Вот история слобожанина З.:
- Мне, в ту пору военнослужащему, и моим товарищам была поставлена задача: частично демонтировать вертолёты, которые использовались при ликвидации аварии на ЧАЭС. (С них сбрасывались реагенты на энергоблок в первые дни после взрыва). Дальнейшая эксплуатация этих вертолётов уже была невозможной - их просто оставили стоять в зоне отчуждения. Но часть высокоточного оборудования, самого ценного, всё же решили снять. Этим мы и занимались.
Что осталось у меня от той поры? Да вот справка «участника работ в 30-километровой зоне». Но никаких льгот или наград…
26 апреля: митинг на углу улиц Вятской и Ленина. Глядя на памятник, вспоминают «чернобыльцы» прежнего своего председателя - Ю. Ложкина:
- Торопился Юрий Дмитриевич - как чувствовал, что мало времени осталось ему на задуманное. Поставил монумент - и не стало человека…
К собравшимся обращается Валерий Батченко - действующий председатель Слободской районной организации «Союз «Чернобыль»:
- Уважаемые однополчане! День этот, конечно, не праздничный. И нас становится всё меньше и меньше. Всем вам я желаю здоровья. Как-нибудь, но держитесь!
Ликвидатор Василий Портнов признаётся - реалии Чернобыля вспоминаются ему не только под 26 апреля:
- Такое забыть нельзя. Проезжая по «мёртвой зоне», мы всякий раз видели мирный пейзаж, кирпичные дома, машины - и ни души вокруг. Уже это одно производило гнетущее впечатление.
А на самой АЭС при мне погибли сразу шестеро ликвидаторов: спустившись под землю к реактору, они, по-видимому, потеряли ориентацию и не вышли вовремя наружу. Отыскали их только на следующий день - уже погибших.
Сам я по возвращении домой сразу был отправлен в институт переливания крови. Как одно из проявлений лучевой болезни, волосы на голове начали вылезать клочьями. После лечения мне дали группу инвалидности.
Когда в прошедшем марте случилась авария на Фукусиме, я постоянно следил за новостями. Могу сказать, что в Чернобыле немного пострашнее было…
Подготовка текста - Николай Олисов