Другая Германия. Дороги и праздники
Школьники из Хитцакера (северо-запад Германии) гостили у нас в Слободском весной, а в начале зимы пришло время ответного визита. С российской стороны главным организатором таких обменов стала Нина Рысева при поддержке коллег - педагогов Лицея.
Поездка в Хитцакер была интересной вдвойне, потому что наши немецкие друзья учатся в так называемой «вальдорфской школе». В ней многое покажется странным, если сравнивать с привычной нам системой образования.
Отправляясь в дорогу, 14 слободских лицеистов сказали, что едут в числе прочего за рождественским настроением. «Не рановато ли?» – спросил я, ведь дело было в конце ноября. Но потом вспомнил, что немецкая традиция, известная как «адвент», велит готовиться к Рождеству основательно и заранее – чтобы успеть не только костюм сменить, но и свой внутренний настрой.
Вот почему ёлки и рождественские базары в Германии появляются уже в самом начале зимы. Да разве и мы из собственного детства не помним, что тихое и радостное ожидание праздника – едва ли не лучшая часть праздника.
…А с учениками Лицея мы условились, что по возвращении они расскажут о самых ярких впечатлениях из поездки. И должен вам признаться: столько моих стереотипов за один приём ещё никто не ломал. Попробую изложить этот сюжет в формате «картинок с подписями», чтобы не слишком утомить читателя.
– Справочники обычно сообщают, что особое место в вальдорфской программе уделено искусствам и ремёслам. Справочники не врут. Так что не спешите удивляться, когда при первом знакомстве с этой школой увидите в её стенах вяжущих крючком девочек и мальчиков с кузнечным инструментом возле наковальни. Поберегите эмоции до момента, когда увидите обратное «разделение труда» – здесь и юная фроляйн умеет орудовать кузнечным молотом. Нашим лицеисткам тоже пришлось. И потом даже понравилось. Ковали они, кстати, печную кочергу из металлического прута.
– Неделя жизни в германской провинции (Хитцакер не больше Слободского) убедила, что это прочная и общая традиция: после 18 часов улицы города пустеют, поскольку вечерние часы здесь принято проводить в кругу семьи. А семейный ужин, как сотни лет назад, начинается с зажжения свечи и слов благодарности за все радости минувшего дня. Как-то не очень похоже на ту картину «разложившегося Запада», которую иногда рисуют нам пропагандисты :(
– Уж не зря Александр Блок тремя словами очертил так метко – «сумрачный германский гений». Немцы умеют и любят делать технические чудеса за гранью понимания. В рамках своей большой экскурсии по Гамбургу слобожане зашли в местный музей «Страна чудес» – и увидели воссозданные в невероятных мелочах аэродромы, железные дороги, верфи и целые города.
– Земляки, не хотелось вам наступать на любимую мозоль, но из песни слова не выкинешь – вот немецкая просёлочная дорога. Мы просто оставим это здесь.
– По случаю приезда лицеистов в местной школе приготовили борщ – и меню в эти дни писали на русском. В границах столовой вальдорфская система предстаёт во всей красе – здесь даже клубничный джем приготовлен учениками из ягод, выращенных на собственном пришкольном участке.
– Речной транспорт на севере Германии – вовсе не музейный экспонат. По каналам (некоторые шириной не больше улицы) возят и экскурсии, и грузы. Гамбург в этом смысле напоминает наш Питер, когда за ближайшим рядом домов вместо очередной поперечной улицы вы увидите водную гладь.
– Традиционная немецкая архитектура – кому-то кажется, что она давит на «простого смертного», а другие говорят – зовёт вслед за собой ввысь. Должно быть, тут восприятие зависит от самого смотрящего. В первые часы после приезда эти башни и шпили действительно казались нам такими холодными и отстранёнными, – но когда через неделю мы покидали Германию, то оглядывались на них с сожалением, будто на старых друзей.
...Гости давно разошлись, а я всё ещё листаю в компьютере их папку с фотографиями. Многие пейзажи с полями-перелесками кажутся такими похожими на виденные в окрестностях Слободского. Да ведь и климат на севере Германии не сказать чтоб курортный… Тогда в чём же разница? Не в том ли, что немец, не сетуя на обстоятельства, меняет окружающий мир к лучшему – там, где это возможно? Осталось внять его опыту и поверить, что и мы в своём краю можем многое изменить.
Подготовка публикации – Владислав Никонов