В Слободском он прошёл путь от рядового педиатра до главы городской и районной медицины. Причём ЦРБ возглавлял в самые непростые - постперестроечные годы, когда персонал по несколько месяцев работал без зарплаты и не хватало элементарного…
Сейчас Леонид Домрачев руководит Домом ребёнка в Стулово (единственным в области, имеющим статус специализированного). В августе Леонид Иванович отметил 60-летие и поделился своими мыслями о прошлом и настоящем с корреспондентом «Скат-Инфо».
- Я родился 10 августа 1951 года в Советском районе, в семье сельских тружеников. Прошёл обычный трудовой путь. Средняя школа, медучилище, служба в погранвойсках на границе с Китаем. После демобилизации - учёба в Пермском государственном медицинском институте. Год интернатуры. Распределение в Кировскую область. Так я оказался на Слободской земле, на благо которой работаю вот уже 32-й год.
- Ступени служебной лестницы? Они были закономерными, без резких взлётов и падений. Врач-педиатр в отделении Детской больницы. Затем заведующий отделением в детской поликлинике. Следующая ступень - главврач детской больницы (в течение 14 с лишним лет). После чего, в конце 90-х, по настоянию департамента здравоохранения я возглавил Центральную районную больницу - тогда ещё единую для города и района, и руководил ЦРБ 12 лет и 2 месяца.
Сказать, что эти послеперестроечные годы были трудными для нашего здравоохранения - значит не сказать ничего. Мы пережили острую нехватку финансов; пережили разделение больниц, когда район вдруг стал для нас чужим…
- В 2009 году мне поручили руководство специализированным Домом ребёнка в Стулово. Я вернулся к тому, с чего начинал в своё время - к педиатрии. Только подопечные у меня теперь другие: это дети, которые по разным причинам, насовсем или на время, остались без родителей.
- Моя жена по специальности также врач (участковый педиатр в Детской поликлинике). У нас двое взрослых детей. Дочь пошла по родительским стопам - она врач-акушер-гинеколог, сегодня заведует одним из отделений в Слободском роддоме; и зять по профессии врач, он сотрудник Кировского перинатального центра. А вот сын выбрал другую профессию; окончил Высшую школу экономики и сегодня работает в структуре РЖД.
Подрастает внучка, ей 6 лет.
- Столько сил отдано местному здравоохранению, оттого порой вдвойне тяжело видеть происходящие перемены. Посмотришь и говоришь себе: нет, не этому учили нас в институте. Мы, как «Отче наш», усвоили, что каждый человек, если случится ему захворать, должен получить медпомощь -
а) в любое время,
б) качественную,
в) бесплатно.
Я не могу понять: как можно закрывать медицинский пункт в деревне, где большинство жителей - небогатые пенсионеры? Ведь им теперь зачастую сложно даже выкроить деньги на поездку до поликлиники и обратно.
И хотя я сторонник, так сказать, «классической советской медицины», но не отрицаю, что в ряде случаев, помимо процедур и лекарств, помогает доброе слово и простое человеческое участие. Эту функцию как раз выполнял деревенский фельдшер, пускай у него и не было сложного оборудования и дорогостоящих препаратов.
Сейчас село лишают первичной медицинской помощи. Казалось бы, логично разместить здесь вместо закрытых ФАПов кабинеты ВОП (врачей общей практики). Но на деле происходит обратное: кабинеты ВОП организуют в городе. Снова непонятно: насколько они востребованны под боком у узких специалистов - невролога, офтальмолога, окулиста и других (которые уж точно не поедут на периферию района и продолжат работать в Слободском)?
- Кто виноват в сложившейся ситуации? Мне не хотелось бы, по примеру некоторых земляков, валить вину на «крайнего». Очевидно, что первопричина перемен находится не в Слободском и даже не в Кирове. Остаётся уповать, что реформаторы, запустившие этот процесс, рано или поздно осознают, что он идёт не совсем туда и нуждается в корректировке.
Кто изучал философию, тот понимает, что всё развивается по спирали и со временем возвращается на свои места. Надеюсь, это произойдёт и с медициной, чтобы каждый гражданин смог получать медпомощь не ту, что ему «по нормативам положена», а такую, в которой он реально нуждается.
А нуждается в той или иной медпомощи каждый. Ведь сегодня рождение здорового ребёнка - само по себе уже редкость. И с возрастом, сами понимаете, человек не здоровеет.
- Несколько раз слобожане избирали меня в городскую Думу; также мне довелось представлять город Слободской в 1-м созыве областной Думы. Опыт, вынесенный из депутатской практики, стал большим подспорьем в основной работе.
Здесь я раз и навсегда убедился: на любом уровне (муниципалитет, регион и т.д.) эффективность работы власти зависит от слаженности действий. Дума определяет приоритеты и направления в работе власти. Администрация воплощает эти идеи на практике. Результатов можно ждать тогда, когда оба этих органа смогут находить общий язык и работать слаженно. Но готовы ли они к слаженной работе? До сих пор это большой вопрос и большая проблема.
То же самое, кстати, в медицине: стационар и поликлиника должны быть (в идеале) единым целым и работать слаженно.
- Иногда звучит вопрос: «Когда легче было лечить - тогда или теперь?» На самом деле, если бы мы искали лёгкую работу, то вообще бы мединститут обошли за версту. А сложности - они свои у каждого времени. На рубеже веков сложно было найти средства на элементарные вещи: мебель, оборудование, текущий ремонт. Сейчас с финансами стало проще. Но когда из полученных денег нельзя израсходовать ни рубля без котировки, конкурса или аукциона, это также существенно замедляет работу.
- Главная ценность слободской медицины - её кадры. Когда мне несколько лет назад потребовалась хирургическая помощь, я отверг все предложения «поехать оперироваться на стороне». Пришёл в свою же больницу к С. Кормщикову и С. Куракину. Причём сделал это не ради пропаганды, искренне. Если я доверяю своим врачам, зачем куда-то ехать?
Несмотря на все технические новшества, во главе угла всегда будет стоять человеческий фактор. Невольно вспоминается, что в своё время во взрослой поликлинике мы целых 10 лет шли к тому, чтобы укомплектовать все терапевтические участки.
А что касается технической стороны… Можно хоть в каждый угол поставить по современному дорогостоящему аппарату - УЗИ, томографу и прочее. Но если нет специалистов соответствующего уровня, то зачем всё это? Изречение «кадры решают всё» не я придумал, и никто его пока не опроверг.
- Маленькие радости жизни - они случаются и на досуге, и на работе. Зимняя рыбалка. Общение с внучкой. Случаи (кстати, нередкие), когда взявшиеся за ум родители забирают ребёнка домой из Дома ребёнка. Момент, когда очередная комиссия, пройдя по нашим двум этажам, говорит, что всё нормально и замечаний нет.
Или когда заглядываешь утром в группу, а навстречу звенит десяток детских голосов: «Иваныч пришёл!» Нашим воспитанникам лицемерить ни к чему, да и не умеют они. Если радуются - значит, делают это искренне. Чего и всем читателям желаю.
Подготовка текста - Андрей Валов