Рита Пирожихина больше 30-и лет назад покинула Россию, и сегодня она синьора Браччи - гражданка Италии, супруга миланского инженера. Но привязанность к малой родине берёт своё: каждый год Рита Браччи заглядывает на несколько дней в Слободской.
Летом 2010-го её визит прошёл на ностальгической волне.
Зато этот, февральский, неожиданно принял скандальный оттенок… Рита «загремела» в милицию!
Эта история мне напомнила эпизод из старой итальянской комедии. Хотя синьора Браччи заверяет, что в Италии такой инцидент
невозможен в принципе.
А ещё вспомнилось ЧП 6-летней давности, когда автобус ПАТП
со всеми пассажирами был снят с маршрута и доставлен в ОВД
(«Скат-Инфо» писал о нём в №7 за 26 января 2005 года).
26 февраля 2011 года до снятия автобуса с рейса дело не дошло,
но «накал страстей» был, пожалуй, не меньшим
Когда 25-го февраля у Риты разболелся зуб, она обратилась к местному стоматологу. Её записали на 9.30 в субботу - 26 февраля. Рита до сих пор сокрушается:
- …И ведь я специально вышла заранее - в 8.30 уже стояла на остановке! Вдруг встретится давняя подруга, с которой ещё не виделась? Тут разговор одной минутой явно не ограничится.
Купив в автобусе билет, синьора Браччи машинально сунула его в портмоне. Её внимание отвлекла сцена: одна из пассажирок, зайдя в салон, потянулась в сумку за деньгами и нечаянно выронила подарочную чашку на пол. Чашка разбилась.
- Я ещё подумала: «Надо же, как обидно - наверняка в подарок кому-то предназначалась», - вспоминает Рита. Но тут несчастье настигло её саму. На остановке, которая в народе зовётся «У самолёта» (или, по версии пессимистов, «У кладбища»), в автобус зашла контролёр.
* * *
Когда очередь показать документ дошла до синьоры Браччи, она убедилась, что билета нет в портмоне. Поверхностный поиск в сумке тоже результата не дал. А в это время автобус уже подъехал к нужной остановке. И Рита предложила контролёру вариант, который выглядел бы абсолютно логичным на родине её мужа:
- Вот паспорт - берите данные, выписывайте квитанцию, позднее я заплачу штраф. А сейчас мне пора выходить…
Но женщина-контролёр такой вариант отвергла в принципе: она попросту отказалась выпускать Риту из салона. И это было ещё только начало 2-часовой эпопеи. Рита и сейчас недоумевает:
- Следить, чтобы все пассажиры ехали с билетами - задача кондуктора, так ведь? Контролёр, насколько я понимаю, призван проверять работу кондукторов. Но почему тогда в милиции в итоге оказалась я?..
* * *
Чтобы понять логику происходящего, рассмотрим все события по цепочке. Контролёр не выпустил Риту из салона, и она возражает:
- Ведь вы контролёр, а не милиционер. Не думаю, что вы имеете право задерживать безбилетника.
В ответ звучит упрёк в «вызывающем поведении». Рита снова несогласна:
- Позвольте, где же тут вызов - то, что я не могу найти билет? Или то, что не дрожу ягнёнком, а отстаиваю свою точку зрения?
После всего сказанного, контролёр пригрозила:
- Я сейчас милицию вызову.
И в этой точке их интересы неожиданно сошлись. Синьора Браччи кивает:
- И правда, вызывайте-ка лучше милицию.
Пока милиция едет к автобусу, контролёр грозит кондуктору:
- А тебя мы лишаем зарплаты за этот месяц.
Кондуктор, понятно, в слёзы. И теперь контролёр опять упрекает Риту:
- Посмотрите - вы кондуктора довели до слёз!..
* * *
Автобус находился уже в черте д. Стулово, когда к нему подъехала служебная машина, и в салон вошли двое вооружённых представителей закона. Публика в автобусе притихла.
По свидетельству Риты, с сотрудниками органов достичь понимания оказалось даже легче, чем с контролёром. Они без лишних эмоций (да и без лишних слов) заверили:
- Мы обязаны действовать согласно приказу и не можем вас отпустить - вам придётся проследовать в ОВД по Слободскому району.
В милиции, несмотря на полученное на входе обещание «долго не задержим», Рита, по собственным воспоминаниям, провела почти два часа…
* * *
Отвлекаясь от основного сюжета, мы задаём вопрос:
- Рита, а в Италии как поведут себя контролёр и кондуктор в подобной ситуации?
- Кондукторов там нет. В автобусах установлены автоматы, в которые входящий должен вставить электронную карточку - проездной. Автоматически с карточки списывается стоимость проезда и проставляется время поездки.
По времени поездки и ориентируются контролёры. На этом поприще работают в основном мужчины пожилого возраста. Они носят узнаваемую униформу; работают по двое. Выявив безбилетника, контролёры выписывают ему штраф и выдают соответствующую квитанцию. Везти нарушителя в полицию нет никакой необходимости. Штраф должен быть оплачен в указанный срок, иначе начинаются дополнительные санкции.
Ни я, ни муж в подобную ситуацию никогда не попадали. Неприятность случилась однажды с дочерью Татьяной, когда она училась в младших классах. Татьяна по ошибке оставила школьный проездной в другой курточке, а выяснилось это уже в автобусе. Контролёры выписали ей штраф, который оплатили, естественно, мы - родители.
Признаться, внутренне я была не согласна с этим штрафом - ведь проездной у Татьяны имелся, и в том, что ребёнок по рассеянности оставил его дома, злого умысла не было.
Но оспаривать действия контролёров я не стала.
* * *
В милиции, взяв с Риты необходимые объяснения, ей предложили подождать в коридоре, пока свою точку зрения изложат контролёр и другие участники инцидента. В коридоре произошёл занятный эпизод, о котором Рита и сейчас вспоминает с улыбкой:
- Не успела я выйти из кабинета, как зазвонил сотовый. Это Алеандро (мой муж) интересовался, как я провожу время на родине.
Надо вам сказать, что меня обстоятельства заставили выучить итальянский, а вот у Алеандро не было необходимости штудировать русский. И он, конечно, немного знает язык, несколько ключевых реплик… но русская фраза «задержана контролёром и доставлена в милицию» в его активном запасе не значится. Как-то не было поводов для разговора на эту тему. Пришлось мне переходить на романский слог: «So no in galera!» и т.д.
Нечасто такое случается, что коридоры нашего ОВД оглашает звонкая итальянская речь, будто бы вся пропитанная солнцем Средиземноморья. И надо ли уточнять, как заинтригованы были невольные свидетели этой сцены?
* * *
Нелегко было убедить Алеандро, что ситуация пустячная и обращаться за помощью в консульство нет причины. А история тем временем близилась к развязке. Рита признаётся:
- Пока сотрудник ОВД расспрашивал контролёра, через неплотно притворённую дверь до меня доносились обрывки их диалога:
- В чём суть претензии? Эта гражданка матом ругалась?
- Нет.
- Угрожала вам чем-то?
- Нет.
- Дралась она, что ли?
- Нет.
- Ну так в чём тогда проблема?
- …Она вела себя вызывающе.
- То есть ругалась матом?
- Нет.
- Может быть, угрожала вам?
- Нет…
Такая вот «сказка про белого бычка». И закончилась она тем, что милиционер объяснил мне:
- В сложившейся ситуации мы ни в чём не можем Вас обвинить, т.к. кондуктор заверяет, что Вы купили билет.
Итак, я «почти ничего не потеряла», кроме хорошего настроения, приёма у врача и двух часов времени.
* * *
- Назавтра, - продолжает Рита, - я рассказала слободским подругам про свои злоключения. Они первым делом поинтересовались:
- А ты уточнила имя-фамилию контролёра?
- Да, её зовут Татьяна П.
Тогда подруги заверили, что я не первая, кто «нарвался» на конфликт с П., и что ей свойственно довольно жёсткое обращение и с младшими школьниками, и с людьми пожилыми.
Я и сама, честно говоря, не понимаю: зачем спешно и на повышенных тонах требовать школьный проездной у малыша с ранцем за спиной, или пенсионное удостоверение у дряхлой старушки? Разве их внешность не является уже сама по себе «удостоверением»?
Непонятна мне и логика процедуры, когда контролёр, выявив безбилетника, вызывает милицию. Разве это целесообразно и идёт скудному бюджету на пользу - задействовать вооружённый наряд и отнимать время сотрудников ОВД в таких ситуациях?
«Скат-Инфо»