Выборы совсем скоро. И снова в Слободском разгорелись дискуссия:
- Каким должен быть руководитель, чтобы вести наш город к процветанию?
В этих дискуссиях я, как правило, оказываюсь самым старшим.
Поэтому на правах старшего прошу слова:
- Мне не хочется показывать пальцем, называть фамилии и вообще заниматься какой бы то ни было пропагандой. Ни в советские годы, ни после никто не мог упрекнуть меня в политизированности. Но сегодня всё чаще я вспоминаю ту формацию руководителей-хозяйственников, при которой посчастливилось работать мне…
...И в первую очередь - руководителя горисполкома Александра Васильевича Загребина. Для Слободского он, без преувеличения, стал образцом грамотного советского управленца.
Образец этот не потерял своей значимости даже с падением строя. Ведь после смены государственной идеологии никуда не делись городские водонапорные коммуникации, новые здания музыкальной школы и терапевтического корпуса больницы, родильный дом, кинотеатр «Космос» в его современном виде… всего, конечно, не перечислить.
- Думаю, подлинное представление об их заслугах имеет лишь тот, на чьих глазах в 60-х и 70-х годах Слободской преображался, - то есть старшее поколение слобожан.
Для молодёжи объекты, которые приходилось с таким трудом «пробивать» - всего лишь данность. Наверное, поэтому (к сожалению) юным слобожанам уже ничего не говорят имена-фамилии прежних руководителей горкома партии Ивана Краева и Вячеслава Трегубенко, а также председателей горисполкома Фёдора Старовойта, Василия Зырянова, Емельяна Целищева или Валерия Карпова.
- За 45 лет, что я работал в Слободском на музыкальном поприще, в городе сменилось без малого два десятка председателей горисполкома.
Сам я начал путь молодым директором, в возрасте «немного за 20». Прекрасно понимая, что должность дана мне «авансом», в первое время робел городскими руководителями.
Но чем больше мы общались (а общаться приходилось часто), тем больше робость сменялась удивлением:
- Такая природная, непоказная интеллигентность, любовь к искусству… Откуда это всё у них - людей непростой судьбы? Вышедшие из рабочих семей, пережившие войну и послевоенную разруху, в мирное время они сразу впряглись в работу. На службе дневали и ночевали…
Большинство из них были настоящие self-made men – люди, сделавшие себя сами.
- Надо было видеть, как Александр Загребин в один и тот же день общается сначала с Юрием Гнедовским - главным архитектором СССР, который приехал в Слободской по вопросу сохранения Михайло-Архангельской часовни, - а после обеда принимает рабочего, с 7-ю классами образования, пришедшего с частной жалобой.
При этом никакой перемены, искусственности не наблюдалось ни в речи, ни в поведении Александра Васильевича.
Надо было побывать у него в гостях, чтобы убедиться, в какой простой обстановке он живёт. Ни намёка на роскошь, в которой пребывают сегодняшние директора.
- Сопоставляя «тогда» и «теперь», я не всегда могу понять: почему сегодня исполнение своих прямых обязанностей директора ставят себе в какую-то особую заслугу?
Руководишь предприятием? Рабочие получают зарплату? Своевременно обновляется оборудование? - так ведь это твоя основная работа, за которую тебе деньги платят!
Легче или сложнее работать современному руководителю - вопрос, конечно, открытый.
Тогда не хватало материалов и оборудования. Сегодня - нехватка оборотных средств.
Но одно мы помним точно. В 60-х годах в исполкоме (в современном понимании - администрации города) трудились всего 15 человек, включая штат горфинотдела.
Пускай несовершенна была экономическая модель, и сама идеология оказалась шаткой. Зато на местах шла плодотворная работа: строились новые школы, бережно сохранялась старина, и культура масс была не пустым звуком.
- Злоупотреблять правом старшего я не собираюсь. Даже имея 100-процентную уверенность, я не стал бы называть имена-фамилии, тем более показывать пальцем.
Просто хочу пожелать городу таких руководителей, каким был недавно покинувший нас Александр Загребин и его современники. Благодаря им мы вспоминаем советское время не одними лишь плохими словами.
И все они были люди, не чуждые культуры.
Заслуженный работник культуры РФ
Л. Шадрин
ШТРИХИ
Десять слов - вопрос исчерпан
Семь лет назад в администрации города, на одном из совещаний, обсуждался вопрос:
- Нужен ли городу Слободскому собственный гимн, наряду с гербом и флагом?
По ходу диалога обозначилась и такая позиция:
- Написано уже столько песен про Слободской… Разве не могут они использоваться в качестве гимна?
Участвовали в совещании и чиновники, и музыканты, поэтому дискуссия была пересыпана самыми разными терминами. («Мелодика» и «секвенция» казались самыми простыми среди них). Однако стороны каждая оставались при своём мнении.
Уже под занавес дискуссии слово взял Александр Загребин, который здесь присутствовал в качестве Почётного гражданина города. Что же сказал он? Одну короткую фразу, где не было никаких терминов, а только самые обычные слова, - и, тем не менее, вопрос сразу был исчерпан:
- Гимн исполняют стоя. А песню - её можно спеть и за столом.
Вот пример ясности высказывания, которого не постыдились бы и древние римляне! Именно так изъяснялись работники горисполкома из той славной плеяды - они не злоупотребляли ни сложной терминологией, ни сухим канцелярским языком.