Своё очередное мото-путешествие слобожанин Илья Бушмелев предпринял по индийскому штату Гоа. Это произошло в первые недели 2011 года.
Снова мне пришлось удивиться:
- Илья! В интернетских статьях про Гоа три ключевых слова - хиппи, растаманы
и «под кайфом».
Что же привлекло тебя?
Оказалось: солнце, море и памятники старины. Тогда я сложил с себя полномочия:
- Ну, раз и здесь ты пошёл своим путём, - рассказывай сам читателям о дорожных впечатлениях
Постарались португальцы
Меньше 7-и часов занимает перелёт сюда из московского аэропорта.
А когда-то, в конце XV века, португальцу Васко да Гама понадобилось 10 месяцев, чтобы первым из европейцев приплыть на эту землю. После чего несколько сотен лет Гоа оставался под владычеством Португалии.
Наследие этого периода - множество фортов и католических храмов на земле Гоа. В отличие от других штатов Индии, где местные жители исповедуют в основном индуизм или ислам, Гоа остаётся оплотом католицизма - тоже результат португальской колонизации.
Нога земляка
- покажите мне, где ещё она не ступала. Фантастическое зрелище увидели мы на одном из диких пляжей Гоа. Здесь стоит в полосе прибоя баржа, по-видимому, когда-то в непогоду севшая на мель. Стоит уже не первый год, судя по её непрезентабельному виду. Но это нюансы… Главное, что на борту брошенной посудины краской, большими буквами выведено: Москва 2010 ДМБ.
Да и вообще родная речь звучит повсюду. По признаниям турагентств, более 50 % российских туристов, выезжающих в Индию, держат путь именно в Гоа.
Хотя в сравнении со штатами-соседями, Махараштрой и Карнатакой, штат Гоа кажется крошечным - всего 105 км с севера на юг и 65 с запада на восток. Глядя на карту, вспоминаешь княжество Лихтенштейн, так же зажатое между Австрией и Швейцарией.
Дешевле только буйволы
…В этот индийский Лихтенштейн я прибыл в первые дни января со своим приятелем Дмитрием Усцовым. Найдя в Интернете описание местных красот, мы твёрдо решили объехать их своим ходом - на мотоциклах.
И с этой целью идём к стоянке, где можно арендовать по своему вкусу скутер-«табуретку» или мотоцикл. Выбираем две «Ямахи» поновее.
На улице мы тут же оказались в гуще «себе подобных». Повсюду - малолитражные легковушки и весь спектр двухколёсной техники. Индийский пролетариат крутит педали велосипедов. Сельские жители управляют упряжками из двух буйволов. Неплохой вариант внедорожника. По крайней мере, буйвольная тяга - самая экономичная, с учётом местных цен на бензин.
На заправке
На индийских заправках предлагают два вида бензина - «петрол» (обычный) и «спид петрол» (улучшенный). Таким же образом дизельное топливо здесь делится на просто «дизель» и «спид дизель».
Цена на горючее близка к европейским стандартам. Заправляя свои мотоциклы обычным петролом, мы платили, в переводе на русские деньги, по 50 рублей за литр. Расход получался - примерно 3 литра на 100 км, благодаря малому объёму двигателя и 5-ступенчатой коробке передач.
По своему качеству, да и по запаху этот «петрол» напоминает старый советский 66-й бензин. Собственно, и цвет такой же - с интенсивным оттенком красной ржавчины.
Градус гостеприимства
Индийский субконтинент встретил нас влажной 35-градусной жарой. Но мы твёрдо знаем, что жар костей не ломит. Да и для техники он лучше, чем минус по Цельсию.
Тем более что после 18-и часов, с наступлением ночи, воздух резко остывает до +160. Зато океан и в ночи сохраняет температуру плюс 28-300.
Но куда важней тот градус гостеприимства, с которым принимает нас местное население. Почему-то вспомнилось, как индус-коробейник методично «разрабатывал» меня и Дмитрия на предмет покупки сувенира.
Парень следовал за нами полчаса, протопал вдоль береговой линии не один километр, и в промежутках между рекламой товара всё тянул:
- Рашин гу-уд пипл!
Наконец, нам удалось убедить его, что покупать стеклянные статуэтки мы не собираемся. Со всей непосредственностью южного человека торговец надул губы:
- Russians bad people…
Но в его разочаровании не было никакой злобы. Печально улыбнувшись, он тут же потопал к встречной пожилой паре. Две-три ознакомительные реплики - и вот уже над берегом разносится:
- Germans go-od people!
Это Восток. Когда на уличном рынке вам назовут цену - смело сбивайте её в 3-4 раза. Многие продавцы в Гоа бойко торгуются на русском. Можно предположить, что ещё пара-тройка лет - и здесь будет та же картина, что в Египте и Турции.
Разумеется, речь сейчас о курортной зоне, протянувшейся вдоль побережья. Стоит забуриться поглубже «в континент» - и увидишь другую жизнь, других людей. В глубинке Гоа белый человек - такая же редкость, как негр на улицах Кирова. Здесь немногие знают английский.
Однако и сельские аборигены охотно позируют перед объективом, не требуя за это никакой платы. (В отличие от стран Индокитая, где «фотографирование с туристами» многие превратили в маленький бизнес).
«А мы правительство ругаем…»
С одним продавцом серебряных украшений мы неожиданно разговорились «за жизнь».
Не исключаю, что нас сблизило одинаково плохое знание английского.
В своей лавке на уличном рынке Мираюдин работает с 7.30 до 22.30 через день, чередуясь с напарником. Получает примерно 100 долларов. А раньше, - признаётся, - работал у себя на родине (в Кашмире) фотографом в фотостудии. Зарабатывал около 50 долларов…
- In one day? - спрашиваю я.
Индиец делает круглые глаза («Что ты, что ты!»):
- No, man, it was month pay.
- Меньше, чем у нас дворники!
Но эту последнюю реплику, которая вырвалась непроизвольно, я не стал переводить, чтобы не расстраивать нового знакомого.
На дороге
На дорогах Гоа отсутствуют две вещи - дорожные знаки и светофоры. Иногда нам казалось, что и правила тоже :)
Нелегко было привыкнуть к правостороннему движению, которое Индия переняла от Британской империи. Прибавьте к этому, что дорога от одного города к другому зачастую тянется по горному серпантину. Причём полоса здесь чуть не вдвое уже, по сравнению с российской трассой.
И «поворотники» у индусов не в чести - ими почти не пользуются. Вместо этого водитель предпочтёт высунуть руку из салона и ею обозначить свои намерения.
При этом, аварийность здесь крайне низка. Проведя 10 дней в дороге, мы не увидели ни одного ДТП. Местные водители следуют своей оригинальной технике безопасности. Вот один из пунктов: подъезжая к каждому новому повороту, сигналить «во всё воронье горло». То же самое делается при обгоне. Ведь никогда не знаешь, кто покажется тебе навстречу через секунду - автобус с туристами, группа индусов на велосипедах или стая диких обезьян.
Граница всерьёз
В курортной зоне туристов стараются беспокоить по минимуму. Даже не знаю, как там надо ехать, чтобы тебя остановили местные патрули.
- Но что, если всё же?.. - задавшись этим вопросом, мы узнали у встречных земляков, что штрафы здесь гуманные (в отличие от цен на топливо). За отсутствие прав - примерно 100 индийских рупий, т.е. менее 70-и рублей.
Границы между штатами существуют не только на карте. На местности тоже всё всерьёз: два шлагбаума, солдаты-автоматчики и сотрудники таможни в форме.
Мы пересекаем южную границу штата Гоа, который уже исколесили вдоль и поперёк, и въезжаем в соседний Карнатака.
Одна из наших целей - город Мурдешвар, где находятся рядом два всемирно известных памятника – 37-метровая статуя Шивы и 20-этажный индуистский храм. Обе постройки высятся на самом берегу океана.
Описывать их словами, по-моему, бессмысленно. Фотографию Шивы прилагаю.
Суета? Забудь!
Отсутствие суеты - стиль жизни в Гоа. И это подкупает, даже несмотря на все издержки местного сервиса. Ведь он несуетлив. Сделав заказ в местном кафе или ресторане, приготовьтесь к 40-минутному (это в лучшем случае), а то и к 1,5-часовому ожиданию.
У себя на родине россияне в таком случае острят: много времени, дескать, ушло на поимку заказанной рыбы. В Гоа не поостришь. Однажды мы изъявили желание - лично выбрать рыбину для запекания на гриле.
Что же сделал повар-индиец? Он отозвал нас в сторонку, к кухне, и продемонстрировал садок с ещё живой - бьющейся рыбой. (Его только что сгрузил индийский парнишка, подъехавший на скутере). В итоге, можно сказать, рыба приняла в выборе столь же активное участие, как мы сами.
Примечательно, что и собаки в Гоа прониклись общим настроением блаженной лени. Они не носятся с лаем за мотоциклами и ходят вразвалку, не торопясь.
Они отдыхают.
Карри под Марли
И рыба, которая так недавно билась в садке, тоже отдыхает. Она обрела покой в наших желудках. Кухня Гоа ничем особо не отличается от других штатов. Красной нитью проходит сквозь неё острая приправа карри, заставляя нас лить слёзы даже в такой чудесный солнечный день.
Остаётся плеснуть в этот пожар свежевыжатого сока и дослушать «One Love» Боба Марли, которая доносится из динамика. В Гоа две культовые фигуры, позаимствованные из Западного полушария. И если с Марли всё вроде ясно, по второй персоне у меня остался вопрос - отчего здесь так популярен бунтарь Че Гавара?..
Сдавая мотоциклы обратно в прокатный пункт, мы отметили для себя, что накатали каждый по 1400 км. Естественно, день на день не приходился. В одни сутки мы могли преодолеть 600 км, чтобы сгонять «до Карнатаки и обратно». А назавтра давали себе передышку и шли на пляж - обзавестись каким-никаким загаром.
Иначе кто нам поверит, что встречали Рождество под палящим солнцем?
Я понял, что сказка закончилась, когда в кресле лайнера переводил часы обратно «на Москву», т.е. на 2,5 часа вперёд.
Гоа не виноват
По жизни я враг стереотипов. Обидно, когда на какую-то местность приклеивают ярлык.
Вот говорят, что Гоа - рай для поклонников психотропных веществ. Только, исколесив за неделю весь штат, мы ни разу не видели, чтобы кто-то «под кайфом» лежал поперёк тротуара в невменяемом состоянии.
Обидно бывает и за Слободской, когда утверждают, что «в этом городе делать нечего», «остаётся только спиться» и т.д.
На самом деле, не место определяет судьбу человека. Главное - свой внутренний стержень. В Европе благополучные люди таблетками глушат депрессию, - у них, видите ли, потерялся в жизни смысл, - а в это же время счастливо жмурится под музыку Марли индиец, работающий за 100 $ в месяц от восхода до заката.
Кому из них завидовать, и кого жалеть? Смотрите сами.
Я просто рад, что увидел эту картин собственными глазами.
Подготовка текста - Николай Олисов
Фото предоставлены И. Бушмелевым